Александр Пушкин – Пророк

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина

Стихотворение «Пророк» Александра Пушкина, написанное в 1826 году, быстро стало популярным и стало своеобразной программой для многих литераторов и последователей великого поэта. Оно было создано в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. В то время как оды обычно писались с целью восхваления «великих мира сего» и ожидания наград и высочайшей милости, «Пророк» был посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире.

Символика стихотворения заключается в том, что пророк в нем символизирует поэта в реальной жизни. Пушкин утверждает, что настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям, а его удел – нести людям свет и стремление к познанию. Поэт получает свой дар через «шестикрылого серафима», что указывает на религиозные убеждения Пушкина. Он подчеркивает, что талант – удел немногих и он дается только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться только через страдания и огромную душевную работу.

Пушкин также описывает свое личное преображение в стихотворении. Он отмечает, через что ему пришлось пройти, и какая была его прошлая жизнь. Преображение сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, поэт смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.

Пушкин не идеализирует положение пророка в стихотворении. Он отмечает, что готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждена при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.

Стихотворение написано в возвышенном стиле, для которого Пушкин использует устаревшие слова и выражения. Он также использует яркие образные сравнения, чтобы передать свои мысли. Кульминация произведения – новое рождение пророка – описана с помощью противопоставления «грешного языка» и «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина и дало мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. Эта идея была продолжена в одноименном произведении Михаила Лермонтова, которое также затрагивает тему пророчества и роли поэта в обществе.


Александр Сергеевич Пушкин
(1799 — 1837)

Если вы нашли ошибку в стихотворении, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить
( Пока оценок нет )
Стихи известных русских и зарубежных поэтов
Оставить комментарий

Читать стих поэта Александр Пушкин – Пророк. Лучшая русская и зарубежная поэзия на русском языке, поэтов классиков и современников для детей и взрослых.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: