Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Анализ стихотворения «Мадонна» Александра Пушкина
Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина открывает перед нами богатое творческое наследие поэта, включающее несколько стихотворений, посвященных Н. Гончаровой. Одно из таких стихотворений — «Мадонна», которое было написано Пушкиным за несколько месяцев до его свадьбы.
Существуют разные версии о том, что послужило источником вдохновения для Пушкина. По первой версии, «белокурая мадонна», о которой поэт упоминает в письме своей будущей невесте, является знаменитой картиной Рафаэля «Бриджуотерская мадонна». Другая версия называет автором П. Перуджио. В письме Пушкин говорит, что изображение на картине напоминает ему его невесту, и он хотел бы ее приобрести, но оказалось, что она стоит невероятно дорого. Третья версия, согласно которой картина является портретом самой Н. Гончаровой, вызывает большие сомнения. Независимо от источника вдохновения, изображение на картине свидетельствует о силе любви, испытываемой поэтом.
В начале стихотворения Пушкин утверждает, что он бы отдал все восхитительные шедевры мировой живописи ради этой картины. В молодости Пушкин открыто выражал свою негативную позицию по отношению к религии, но со временем его отношение начало меняться. Будущая свадьба должна стать поворотным моментом в его жизни и заставить его серьезнее относиться к своим словам и поступкам. Спокойная жизнь в браке должна привнести в его жизнь возвышенные мысли. Пушкин мечтает, что его жена будет подобна «Пречистой» с ребенком на руках. Священная картина идеально сочетается с образом возлюбленной, что делает ее особенно ценной для поэта. На картине изображены только Богоматерь и Иисус, и это вполне достаточно. Остальные религиозные символы были бы излишними. Библейские персонажи излучают «величие» и «разум», что наполняет душу поэта восторгом и трепетом. В последних строках Пушкин выражает безмерную радость, так как созерцание чудесной картины совпало с долгожданным согласием родителей невесты. Поэт считает это настоящим божьим даром. Называя Н. Гончарову «моей Мадонной», Пушкин подчеркивает свое священное уважение перед ней, как перед воплощением чистоты и прекраса.
Стихотворение «Мадонна» удачно сочетает в себе религиозную тему и личные чувства поэта. Для верующего человека такое сочетание может показаться кощунственным, но великий поэт тем самым выразил всю глубину своей любви и радости по поводу предстоящего брака.
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 — 1837)